Существуют самые различные методы обучения собак и закрепления полученных ими навыков. Основной метод базируется на поощрении собаки лакомством или голосом. Но обучение по этой системе отнимает очень много времени и поэтому наряду с ним применяется метод наказания. Собака в доме часто совершает нежелательные действия. Она может погрызть ценный ковер, «попробовать на зуб» хозяйскую туфлю. Как только проказа собаки будет обнаружена, ее нужно привести на «место преступления» и слегка, но доходчиво шлепнуть ее, например, мокрой тряпкой, объясняя ей при этом ее ошибку и сопровождая наказание командой «фу!». Поскольку неоднократное наказание сопровождается командой «фу!», то у собаки эти два действия свяжутся между собой, и со временем она начнет реагировать на слово «фу!» так же, как и на неприятное наказание. При этом следует хорошо запомнить, что чрезмерно жесткое наказание способно вызвать у собаки чувство боязни не только по отношению к самому наказанию, но и к хозяину. Она станет в этом случае пугливой и забитой.
   
Вообще поведение собаки обусловлено тем, что ей хочется, и тем, что ей не хочется. Она, чаще всего, делает то, что ей приятно, и избегает делать то, что ей неприятно. Позиция хозяина при таком положении вещей должна быть совершенно однозначной — собака должна делать то, что приятно и нужно ему, а этому ее можно научить методами поощрения и наказания.
Для использования метода поощрения необходимо не только время, но и тесный контакт между человеком и собакой. Именно поэтому им чаще всего пользуются владельцы собак. Рефлексы, выработанные при помощи метода поощрения, значительно более стойки, нежели все остальные, выработанные другими методами.
Метод наказания быстрее воспринимается и им чаще пользуются при профессиональном обучении собак. Наказание может осуществляться самыми различными методами и с различной интенсивностью, начиная от резкого окрика и до наказания шлепком или ударом веревкой или мокрой тряпкой. Особенно сильное наказание с быстрой реакцией вызывает воздействие ударом индуцированного тока слабой силы. Удар тока вызывает у животного страх, именно поэтому этот метод применяется для того, чтобы отучить собаку принимать пищу из чужих рук или с пола, для того, чтобы избежать отравления.
Однако метод наказания скрывает в себе и опасность. Слишком частые наказания, а особенно наказания, неадекватные нарушениям собакой требований хозяина, приводят к тому, что собака становится трусливой. У собаки с более стойкой психикой такое «воспитание» может привести к готовности неожиданно напасть на дрессировщика. Следовательно, успех в обучении собаки зависит от человека, от его умения найти и выявить основные природные особенности собаки и соответственно с ними применить к ней те или иные методы дрессировки.
Отдельные породы собак обладают прекрасными способностями к обучению. С другой стороны, имеется и ряд пород, которые трудно поддаются дрессировке и слабо усваивают навыки. Например, немецкая овчарка очень способна к дрессировке, и для этой породы обучение обязательно. Боксер также прекрасно дрессируется, но собаки этой породы проявляют большую индивидуальность, а это следует учитывать. То же относится и к породам терьеров. Шарпланинская овчарка, как и большинство пастушьих собак, менее способна к обучению, она менее сообразительна, проявляет упрямство при выполнении отдельных приемов. Собак, которые хорошо дрессируются, часто называют умными, в то время как других, неспособных, награждают другими противоположными эпитетами. Чаще бывает так, что собаки, которые хорошо поддаются обучению, обладают меньшей способностью к ориентировке в новых условиях, часто идут на поводу у хозяина и в новой обстановке не умеют самостоятельно разобраться, не проявляют личной инициативы. С другой стороны, собаки более самостоятельные и независимые неохотно дрессируются, но зато их природные особенности позволяют им быстро ориентироваться в жизненных ситуациях и самим проявлять свои способности, что имеет значительно большую ценность.
Различия в способностях собак являются следствием направленного отбора, который человек проводил для их выявления и наследственного закрепления. Например, немецкая и шарпланинская овчарки выведены для разных целей. Основной критерий отбора немецких овчарок — сообразительность. Эта порода была нужна немецкой армии как сильная, неприхотливая в любых условиях, послушная и легко поддающаяся дрессировке собака. Целенаправленная, более чем вековая селекционная работа с этой породой дала свои блестящие результаты. Хотя в 30-х и 70 годах из-за высокой популярности в породе наблюдалась склонность к вырождению.
Немецкая овчарка выведена из относительно небольшого числа предков, чьи потомки, полученные путем жесткого отбора, создали основу породы, а это значит, что порода обладает ограниченным генофондом. Шарпланинская овчарка, как ее прямая противоположность, складывалась на протяжении многих тысячелетий, предки ее — древние собаки. Человек получил ее как готовую породу, которую сформировала сама природа, и воспользовался ее природными особенностями. Отбор среди шарпланинских овчарок предусматривал лишь одну задачу — улучшение заложенных в породе физических и психических свойств. В отличие от немецкой шарпланинская овчарка не служила своему хозяину, а сотрудничала с ним. Опасности окружающей дикой природы сближали шарпланинскую овчарку и человека, а так как органы чувств у собаки развиты лучше, чем у человека, то она быстрее реагировала на события в окружающей среде. Отбором эти способности были усилены. В наше время шарпланинская овчарка, как и остальные горные пастушьи породы, самостоятельная, независимая и очень выносливая собака, которая не проявляет ни малейшего желания к обучению, поскольку не видит в этом никакой для себя нужды и выгоды.