Форум любителей собак и кошек "Лучшие друзья человека"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Собака-поводырь

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

http://i027.radikal.ru/1202/10/7d04c00554a7.jpg

История службы собак-поводырей

Незрячие люди путешествовали с собаками в качестве компаньонов и защитников тысячи лет. Насколько известно, первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн (Johann Wilhelm Klein), основатель Института Тренировки Слепых в Вене. Он опубликовал книгу по тренировке и использовании собак-поводырей в 1819 году.

Первое систематическое обучение собак в качестве компаньонов и проводников для тех, кто потерял зрение, началось после первой мировой войны. Специальная школа для обучения отобранных собак была основана в Германии, чтобы помочь реабилитировать много тысяч людей, ослепших на этой войне. К 1925 году успех этой школы, которая получила поддержку Германского Красного Креста, стал известен в других частях света.

Американка Дороти Юстис (Dorothy Eustis), проживавшая в Швейцарии, которая специализировалась в разведении и подготовке собак для работы в полиции, посетила немецкую школу. Ее так впечатлил этот визит, что она написала статью для имеющей влияние газеты Saturday Evening Post и позже в 1929 году помогла молодому американцу приехать в Швейцарию и приобрести собаку. В конце концов при поддержке Дороти Юстис в штате Нью Джерси была организована школа: двое инструкторов-выпускников школы в Лозанне поехали в Америку, один - в Италию, а еще один - в школу, которая уже существовала в Великобритании. Интересно, что у истоков английской школы дрессировки стоит русский офицер, эмигрант Николай Ляхов. Об этом написана целая книга, и англичане высоко оценивают вклад нашего соотечественника в формирование национальной школы дрессировки собак-поводырей.

Собак-поводырей, или проводников, в нашей стране стали профессионально готовить после Великой отечественной войны. В результате ранений, полученных на фронте, появилось много молодых, в остальном физически здоровых, людей, потерявших зрение. Многие из них были высококвалифицированными специалистами. Однако их трудоустройство и возвращение к обычной жизни стало проблемой. Для их социально-трудовой и бытовой реабилитации были открыты учебно-производственные предприятия, специальные школы-интернаты и училища. Но наряду с новыми профессиями инвалидам нужно было обрести свободу передвижения, освободиться от постоянной зависимости от помощи других людей. Дать возможность ходить свободно, не только по знакомым заученным маршрутам. Обеспечить такую мобильность и независимость могли только специально выдрессированные собаки-проводники. Первые собаки-проводники были подготовлены в 1947 году в Центральной школе служебного собаководства, и переданы инвалидам Великой Отечественной войны.

Но только в 1960 году Центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС) была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых. К работе по созданию Школы были привлечены специалисты-кинологи. Это были офицеры, прошедшие войну и имевшие уникальный опыт дрессировки и использования собак в фронтовых условиях. Они занимались подготовкой собак миноискателей, санитарных, готовили собачьи упряжки для вывоза раненых и доставки боеприпасов. Конечно, это совершенно другие виды дрессировки, но эти люди занимались практической подготовкой собак, которые работали в реальных условиях. Что роднит эти виды собачьей деятельности со службой собаки поводыря, которая тоже работает хотя и в мирных, но сложных и постоянно меняющихся условиях. А это не маловажно, поскольку пришлось осваивать новые виды дрессировки, до многого доходя, что называется "своим умом". Первоначально Школа размещалась на окраине Москвы, в Вешняках. Через некоторое время перебазировалась в подмосковный поселок Купавна, где и существует поныне. Сейчас она называется Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак проводников. Орехов Николай Егорович - первый директор Школы. Его сослуживцы: Латушкин Николай Аверьянович, Куприянов Афанасий Лукьянович, Гненков Нефед Семенович. Мы их помним. Именно благодаря их упорству, знаниям и опыту стало возможно создание такой необычной организации. Она была создана их руками, и в прямом смысле этого слова тоже. Чуть позже пришли более молодые: Виктор Мачков, Михаил Рыбкин, Екатерина Ушкова, Татьяна Макеенко. После ухода на пенсию Николая Егоровича Школе не очень везло с руководителями. Три человека сменили друг друга на этом посту. Все они не были кинологами, что часто мешало работе. (На фото: директор Школы Орехов Николай Егорович (с овчаркой) и один из методистов-дрессировщиков Куприянов Афанасий Лукьянович).

Тем не менее, за прошедшие годы многое изменилось. И это были изменения к лучшему. От деревянных холодных вольеров и единственного деревянного же домика, где размещались все: и контора, и тренеры, и приезжающие за собаками инвалиды до добротных теплых вольеров, современного офиса с компьютером и прочих атрибутов процветающего современного предприятия. Существенно изменилась и сама работа по подготовке собак и обучению инвалидов. Использовавшаяся изначально немецкая методика дрессировки была постепенно переработана. Были учтены и особенности работы собак-поводырей в нашей стране, и пожелания инвалидов, и накопленный опыт работы. Разработаны программы подготовки собак, их тестирования, разведения и выращивания щенков для нужд Школы, программы обучения инвалидов. Изучены современные методики дрессировки и работы с инвалидами зарубежных коллег. Несколько собак поводырей были подготовлены нашими дрессировщиками по заказу Шведской школы. Это уже заслуги следующего поколения дрессировщиков. Нашего.

В связи с этим нельзя не сказать о человеке, бывшем в течение последнего десятка лет душой нашего дела. Светлана Петровна Бочковская проработала в школе почти двадцать лет, последние годы в должности заместителя директора по собаководству. Она была инициатором и деятельным участником большинства проектов. Сплотила вокруг себя тренерский коллектив. Несколько лет назад она ушла из жизни. Но во многом благодаря ей продолжается наша работа.

Школа была единственной на всю страну, она обслуживала не только российских инвалидов, собак передавали и в союзные республики. Во времена своего расцвета Школа передавала инвалидам по зрению по сто и больше собак в год. Спрос на собак был очень высок. Слепые ждали своей очереди на получение собаки по несколько лет.

В конце девяностых годов финансовое положение Школы, и без того нестабильное, стало критическим. Она оказалась на грани закрытия. Школа принадлежит ВОС, и оно вольно распоряжаться ею по своему усмотрению. Было принято решение о сокращении штата, две трети опытных дрессировщиков были уволены. Остальные ушли сами.

Школа продолжает существовать, ее финансовое положение стабилизировалось, хотя количество подготавливаемых собак уменьшилось, и стиль работы изменился. В настоящее время для получения собаки в купавнинской школе нужно обратиться в Фонд Социального Страхования. 

Фактически, не по своей воле квалифицированные дрессировщики, обладающие уникальным опытом подготовки собак для инвалидов, оказались отстранены от дела, которому посвятили многие годы своей жизни. В 1998 году в Москве их усилиями образовалась новая организация, занимающаяся подготовкой собак для инвалидов. Первое время собак готовили и передавали на общественных началах. В феврале 2003 года организация зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ и обрела юридический статус автономной некоммерческой организации -  АНО "Учебно-кинологический центр "Собаки - помощники инвалидов". Центр занимается подготовкой и передачей инвалидам по зрению собак-поводырей и собак терапевтов для детей с особенностями развития, а так же по индивидуальным программам готовит собак- помощников для других категорий инвалидов.

В том же 1998 году в Екатеринбурге при поддержке нашего Центра была создана кинологическая организация "Напарник". Цель ее создания - подготовка собак - поводырей слепых для восточных регионов России. Было подготовлено и передано четыре собаки, успешно работающие сейчас у инвалидов, проживающих в Екатеринбурге. Однако, "Напарник" был вынужден прекратить свою деятельность, не получив финансовой поддержки.

Периодически предпринимаются попытки создания организаций, занимающихся подготовкой таких собак и в других городах. По различным причинам они безуспешны.

Основной деятельностью Центра сохранилась традиционная для России подготовка собак поводырей для слепых, потребность в которых есть всегда. К сугубо утилитарному восприятию собаки-поводыря, которое было характерно для прошлых лет, добавились психологические аспекты. Для многих инвалидов по зрению собака-поводырь не только помощник в передвижении, но и связующее звено между ним и миром зрячих людей. Значение собаки-поводыря как средства реабилитации и социальной адаптации инвалидов по зрению общепризнано. Все больше инвалидов обращается с просьбами о подготовке собак.

Со времени своего появления до наших дней собаки-поводыри изменили жизни несчетного количества людей с проблемами зрения. Школы, занимающиеся подготовкой собак поводырей, существуют во многих странах. Мы гордимся тем, что продолжаем такую замечательную историю собак-поводырей здесь, помогая незрячим людям в России жить безопасно и независимо.

    http://www.guidedogs.ru/

0

2

Подготовка собак-поводырей
Собаки-поводыри - уникальное средство реабилитации инвалидов по зрению. Самостоятельность, приобретенная с помощью собаки поводыря, помогает незрячим людям найти работу, друзей, увлечения, получать образование, справляться с повседневными бытовыми проблемами.
Замечательная способность собак запоминать дорогу, по которой шли, отыскивать путь к дому, известна и используется людьми давно. И сейчас основная задача собаки-поводыря - запомнить постоянные маршруты и водить по ним своего слепого хозяина, не давая сбиться с пути. Другая задача - сделать путь слепого безопасным.
Современная собака-поводырь умеет многое. Она хорошо приспособлена к работе в шумном суетливом городе, где водит своего хозяина по многолюдным улицам, оберегая от столкновений, предупреждая о препятствиях, переводит через дороги, находит лестницу, нужную дверь, скамейку. Случается, что до получения собаки-поводыря слепой человек годами не выходил из дома.

Важно, что собака - жизнелюбивое и активное существо - помогает преодолеть психологические трудности, возникающие у людей, потерявших зрение.

Собака-поводырь служит связующим звеном между слепым человеком и миром зрячих людей. Привлекая к себе благожелательное внимание окружающих, она побуждает их внимательнее относиться к проблемам своего хозяина.

Подготовка и передача незрячим людям собак-поводырей - основное направление нашей работы.
Для этой цели мы приобретаем молодых собак пород лабрадор-ретривер и голден ретривер иногда и щенков, которых доращиваем до возраста дрессировки. Собаки проходят тщательную проверку, дрессируем только собак, полностью соответствующих требованиям для собак-поводырей. Во время дрессировки собаки живут в домашних условиях в приемных семьях.
Дрессировщики приезжают заниматься с собаками. Занятия проходят на городских маршрутах, включающих в себя все необходимые для обучения собак элементы: различные виды препятствий, ориентиры, переходы дорог и т. п. Важно, что собаки привыкают работать в естественной, насыщенной различными раздражителями среде. Собак дрессируют профессиональные дрессировщики, имеющие многолетний опыт подготовки собак для инвалидов по зрению. Дрессировка осуществляется по стандартной программе, включающей в себя обширный набор навыков, которые условно можно разделить на две части: курс послушания (общий курс дрессировки) и курс вождения (специальный курс). Кроме того, мы учитываем пожелания и особенности каждого инвалида по зрению, для которого дрессируем собаку, вводя в ее подготовку необходимые элементы.
Дрессировка взрослой собаки занимает в среднем шесть месяцев. По ее окончании дрессировщик с собакой сдает испытания. Их цель - убедиться в полной подготовке собаки и ее готовности работать с незрячим человеком. Испытания состоят из двух этапов: демонстрация общего курса дрессировки и прохождение учебного маршрута, знакомого собаке. Во время испытаний дрессировщик надевает светонепроницаемые очки, полностью лишающие его возможности видеть. Это необходимо для того, чтобы убедиться в готовности собаки водить действительно незрячего человека.
Справившись с испытанием, дрессировщик приступает к самой сложной части своей работы - передаче собаки-поводыря инвалиду по зрению. Пара «незрячий - собака-поводырь» формируется на последнем этапе дрессировки собаки. В этом нам помогают сведения из анкет и личные встречи с незрячими, включенными в лист ожидания. Передача собаки происходит по месту жительства незрячего (для москвичей и жителей Подмосковья) и занимает в среднем две недели. Иногородние инвалиды по зрению приезжают для получения собаки в Москву. Мы организуем передачу собаки для них индивидуально, разрабатывая интенсивный курс обучения, требующий меньше времени.
В процессе обучения незрячий с собакой-поводырем осваивают несколько основных маршрутов, тренируются в исполнении команд общего курса дрессировки. Собака привыкает к новому месту и своему новому хозяину - незрячему, его семье. Это ответственный период для собаки и незрячего, поскольку именно в это время закладывается основа их взаимоотношений. Важно, чтобы собака не только привыкла к своему новому хозяину и полюбила его (с этим проблем не возникает), а восприняла его как лидера, которого нужно слушаться, с которым нужно работать так же, как с дрессировщиком. Инициативные действия собаки, без которых невозможна работа поводыря, должны сочетаться с хорошей дисциплиной. Незрячий учится понимать действия собаки, управлять ею.
Незрячий и члены его семьи учатся так же ухаживать за собакой, кормить, выгуливать. Мы учим их всему, что должен знать и делать заботливый и ответственный владелец собаки. Мы учим родственников инвалида по зрению (или друзей), правильно помогать ему при отработке новых маршрутов или в случае затруднений в самостоятельном передвижении.
Передача собаки завершается, когда мы уверены, что незрячий полностью усвоил все необходимое для работы с собакой и ее содержания, а собака выполняет свою работу.
Мы контролируем дальнейшую судьбу собаки, при необходимости оказываем помощь ее незрячему владельцу.
Хочется отдельно сказать, что собаки-поводыри получают не меньше любви и заботы, чем их «безработные» сородичи. Сложная работа не мешает нашим собакам оставаться веселыми и жизнерадостными.
http://www.guidedogs.ru/

0

3

У нас есть темя для этого тема

0

4

Lavina, это идет как вид дрессировки  http://www.kolobok.us/smiles/standart/wink3.gif

0

5

Lavanda, получается что у нас на форуме два источника одинаковой темы информации.

0

6

Я где-то слышала что для этой роли подходят ротвейлеры.

0

7

*Winter* написал(а):

Я где-то слышала что для этой роли подходят ротвейлеры.

А я о немецких овчарках и о ретриверах слышала.

0

8

овчарки идеальные поводыри у меня как то приобретали щенков для обучения поводырём

0

9

здравствуйте, меня зовут Галина. Скажите пожалуйста где можно приобрести
(купить, воспитать???) собаку поводыря? У моей дочери частичная потеря зрения К сожалению, она не может самостоятельно ориентироваться вне дома. Чтобы как-то социализироваться мы проходим маршрут бесконечное количество раз, после чего она может пройти его по памяти без сопровождения. Однако лужи, ямы и другие препятствия, которые для обычного человека незначительны, для нее, увы, смена маршрута.
Попытки найти услугу в и-нете пока дают только обще-ознакомительную информацию или ссыслки на зарубежные службы.  у вас, мне кажется, сосредоточен большой объем разнообразной информации по клубам и питомникам, возможно вы сможете нам помочь. Спасибо

0

10

Галина, здравствуйте! Вам нужно обратиться в кинологические организации вашего города, они должны дать необходимую информацию по этому вопросу.
В каком городе вы живете? Насколько я знаю в Москве есть  такая школа для собак.

0