http://s019.radikal.ru/i601/1204/00/8ed3be6983b0.jpg

История породы
С окончанием Великой Отечественной войны, в тяжелые послевоенные годы, страна нуждалась в крупных сторожевых собаках. Поголовье служебных собак было утеряно. Приказом Министерства обороны СССР восстановить их численность и обеспечить потребности  Народного хозяйства было поручено Центральной школе военного  собаководства «Красная Звезда», которая раньше находилась в ближнем Подмосковье, Вешняках, в районе Новогиреева, теперь это Москва

      В конце 40-х годов в питомнике « Красная Звезда» начали межпородное скрещивание собак, имевшихся в питомнике в то время и подходящих для этой цели пород.

     После войны все породы, вывезенные из Германии, были представлены единичными экземплярами. Экзотика тогда - сенбернар и ньюфаундленд, ротвейлер и ризеншнауцер. Как же использовались столь несхожие породы: немецкая и кавказская овчарки, русская псовая борзая и ньюфаундленд, сенбернар и русская пегая гончая?

     Работа предстояла длительная и кропотливая, требующая не только практических навыков выращивания, но и глубоких зоотехнических знаний. Вряд ли, с выведением породы в те годы могли справиться собаководы - любители. Это было под силу только военному питомнику «Красная Звезда», где имелся племенной материал, где работали ведущие специалисты-кинологи, которые располагали возможностью жестко выбраковывать собак, не соответствующих задуманным целям, и использовать их в рабочем питомнике.

     Под руководством профессора-биолога Н.А. Ильина и командира Центральной школы военного собаководства «Красная Звезда» генерал-майора Г.П.Медведева, начальник племенного питомника Бортников Николай Иванович начал проводить межпородное скрещивание и отбор производителей.

    Выведение новой породы производилось методом сложного воспроизводительного скрещивания; сложного так как участвовало более двух пород.

   Заданные признаки для московской сторожевой были таковы: крупная, мощная, грубого типа подвижная собака, обладающая караульными и сторожевыми качествами, хорошо поддающаяся дрессировке, неприхотливая в содержании

    В связи с ограниченностью племенного материала и направленностью на создание сразу нескольких пород (московская сторожевая, черный терьер, водолаз, московский дог), специалисты-кинологи использовали в каждой породной группе близкий инбридинг на конкретного производителя.

    Инбридинг производился через потомков первой и второй генераций, т. е. применялось близкородственное скрещивание. В скрещивании при метизации в пометах появлялись щенки, похожие по фенотипу на исходные породы.

   Все собаки, прошедшие отбор по экстерьеру и оставшиеся в племенном питомнике, в обязательном порядке проходили дрессировку и отбор по служебным качествам, а не использующиеся для разведения внутри породных групп распределялись на разные службы. Это были 1947- 1950 -е годы.

   Кинологом Центральной школы военного собаководства в те годы был А.П. Мазовер, которому принадлежат золотые слова, по существу, сжатая программа выведения любой новой породы в собаководстве «Выведение новой породы является трудным творческим делом, обычно посильным квалифицированному коллективу. Оно требует глубокого знания исходных пород, умения сочетать отбор нужных животных, подбор пар, выбор и создание необходимых условий для воспитания и кормления помесей, а для собак также развитие необходимых инстинктов и навыков, с которыми связана их дрессировка и использование.»

   В 1950 г. завод-питомник на 14-й Московской Городской  Выставке-смотре служебного собаководства выставил шесть однопометников  (пять кобелей и одну суку) рожд. 12.07.49. Это Джой, Дон, Дукат, Деспот, Дивный и Дидо.

   Вот их описания, сделанные в 1950 г.

«Джой, рожд.12.7.1949 г., от Барри (сенбернара) и Аши (кавказская овчарка), белый с рыжим. Достаточно рослый, крепкой сухой конституции кобель. Хорошо физически развившийся для своего возраста, с хорошей головой. Прочный корпус, крепкий костяк. Прямая спина. В голове следует отметить достаточно резко выраженный переход от лба к морде, а также довольно резко очерченную сырую губу. Прямое плечо. Выпрямлены углы задних конечностей при коротковатой голени. Гладкошерстный с обильным подшерстком».

«Дивный, рожд. 12.7.1949 г. белый с рыжим. Однопометник предыдущего. Достаточно рослый кобель, крепкий, но с тенденцией к сырости конституции. Голова с плавным переходом от лба к морде и со светлым, прямо поставленным глазом. Сырая губа. Крепкий костяк. Мягкая спина. Достаточно развита грудь. Прямое плечо. Выпрямлены углы задних конечностей. Хорошая оброслость».

«Деспот, рыжий с белым, однопометник предыдущего. Довольно крепкий кобель с широкой во лбу головой и светлым глазом. Хорошо развит костяк. Мягковата спина. Прямое плечо. Размет передних ног. Совершенно выпрямлены углы задних конечностей при короткой голени. Незначительно сближает скакательные суставы. Хорошая оброслость».

«Дидо - (сука) палево-пегая, однопометница предыдущих.. Рослая (в пределах нормы). Голова для своего возраста хорошо сформирована со светлым глазом. Сырая губа. Мощный костяк. Достаточно прочная спина. Грудь хорошо развита в глубину. Прямое плечо. Выпрямлены углы задних конечностей. Хорошая оброслость.»

    Все представленные московские сторожевые однотипны, активны и хороши в движении на всех аллюрах».

   Таковы одни из первых описаний породной группы, тогда этих собак, потомков первой генерации, называли помесями. Из описаний становится понятно, что недостатки, описываемые в отчете по экспертизе, в дальнейшем учитывались в подборе пар производителей, а главное ясно, что представление какой должна быть порода, формировалось.

   Несколько лет кинологи-специалисты ломали голову какой внешний облик должен быть придан московской сторожевой, отличающий ее от исходных пород. Собакам купировали хвосты и уши, но мучительный процесс поисков быстро прошел и породный облик утвердился таким, каким мы теперь привыкли его видеть. К середине 1950-х. уже существовали породные группы московская сторожевая, черный терьер, московский дог, московский водолаз.

   Московская сторожевая - порода заводская, при её выведении использовавшиеся метисы сенбернара и русской пегой гончей перекрывались восточно-европейской овчаркой, а их потомки - кавказской овчаркой. Пример такой родословной у суки Кара вл.Карасев рожд. 03.09.59. (отец Вепхия к/о, мать Вагра, у которой отец Дон восточно-европейская овчарка, мать Акара - метис сенбернара Смелого и русской пегой гончей Флинты).

Кара вл. Карасев.
http://s018.radikal.ru/i527/1204/5b/4fff6ab200b0.jpg
В 53 году питомник представил на выставку 13 собак, а в 1959 году их уже было 28.

В 1960 г. были повязаны кобель Вепхия (кавказская овчарка) и Тутти (сенбернар). От этой пары появился на свет Орслан, будущий Чемпион породы, ставший родоначальником породы московская сторожевая.

Маточное поголовье (племенные суки) московских сторожевых, существовавшее в то время, только частично отвечало высоким требованиям к породной группе. Использование Орслана и его однопометника Оникса дало поразительные результаты. Поголовье выровнялось, стало однотипным. Орслан не только отвечал всем требованиям, предъявляемым к породе, но и прекрасно передавал свои качества потомству, за отличное потомство он получил класс «Элита». Вот его описание, сделанное на 32-й Московской городской выставке в 1968 г., когда кобелю было почти восемь лет.

Описание сделано судьей Республиканской категории (в 1968г.) Анеттой Яковлевной Архангельской.

«Старшая возрастная группа кобелей. Чемпион ВДНХ СССР 1967 года.Орслан К-1 (класс элита, который присваивался за отличные экстерьерные и служебные качества потомства в комплексе. - Е.Г.), рожд. 1.12.60 г., от Чемпиона Вепхии и Тутти, питомник «Красная Звезда», вл. «Красная Звезда».

Очень породный, крупный, прекрасно физически развитый кобель, длинношерстный. Породная голова с отличным переходом от лба к морде. Темные глаза. Несколько отстают уши. Хорошая линия верха. Грудь глубокая и широкая. Правильные углы конечностей. Чуть связанные движения, заметно стареет. Прикус правильный. Зубы здоровые. 1-е место, «отлично». Большая золотая медаль».

Выдающимся потомком среди сыновей Орслана стал Дик, наряду с другими его сыновьями Муратом, Джек-Дженалом, Малышом, Икаром.

В наше время Национальному клубу породы «Московская сторожевая» удалось восстановить и сохранить линии Дика, Мурата, Малыша и Икара.

Генеалогические группы ведутся в России до сих пор через их потомков.

Сыновья Орслана, обладая всеми необходимыми параметрами экстерьра, отвечая всем требованиям, предъявляемым к служебным караульным собакам, имели единый тип породности, что было огромным достижением в выведении породы.
К середине 1950-х гг. питомник Центральной военной школы «Красная Звезда» начал тесное сотрудничество с клубами служебного собаководства - Московским городским и Московским областным.

    В клубах велась запись на щенков из «Красной Звезды», и попадали они только в руки грамотных собаководов-любителей. В свою очередь, и клубы помогали питомнику племенным материалом и поставками собак в Советскую Армию.

    Такое расширение племенной деятельности питомника, безусловно, положительно сказалось на качестве породных групп, созданных в «Красной Звезде».

     На городских выставках служебных собак Москвы в 1950-х гг. московских сторожевых экспонировала только Центральная школа военного собаководства, но с начала 1960-х гг. члены Московского городского клуба служебного собаководства ДОСААФ любители-собаководы представляли на выставке эту породную группу.

     В 1961 г. на Московской городской выставке питомник представил 28 собак, а Московский городской клуб служебного собаководства ДОСААФ (МГКСС) - одну собаку, разведения «Красной Звезды», Беркута вл. Протасов, рожд. 1958 г. от Чодра и Баджи.

     В 1958 году появился первый опубликованный стандарт московской сторожевой в Каталоге 22-й Московской городской выставки служебных собак (24-26 мая 1958 г. стандарты основных пород служебных собак), который  представляет собой скорее описание породы, но и в нынешнем стандарте вы найдёте схожие описания статей московской сторожевой.
Источник